В Воронежской филармонии состоялась премьера оперы «Скупой рыцарь» С. Рахманинова. Она стала одним из главных событий в городе, посвященных 150-летию со дня рождения великого композитора, пианиста и дирижера.
Опера «Скупой рыцарь» создана по одноименной пьесе А.С. Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». С. Рахманинов написал ее для Ф. Шаляпина. Но тот счел, что музыка недотягивает до произведения великого поэта и отказался от ее исполнения. Оперу впервые представили публике в 1906 году в Большом театре. Она имела большой успех. Однако сейчас ее редко исполняют на сценах оперных театров, поэтому премьера очень знаменательна для Воронежа.
Особенность оперы «Скупой рыцарь» состоит в том, что в ней нет женских партий. Также в ней нет расхождения с текстом Пушкина. Здесь все полностью соответствует задумке поэта. И в пьесе, и в опере авторы указывают на то, что скупость является одним из главных пороков человечества. Для главного героя, Скупого рыцаря, не существует в мире ничего, кроме золота, и это отравляет его жизнь и жизнь его сына. И музыка С. Рахманинова подчеркивает это, она очень мрачная и напряженная.
– Здесь все темно. Нет ни ласки, ни радушия. Потому что Скупой рыцарь делает золото своим идеалом, – отметил искусствовед Бронислав Табачников перед началом оперы.
В Воронеже опера «Скупой рыцарь прозвучала в концертном исполнении. Как правило, оно не предполагает театрализации. Но каждый солист проживал свою роль так, как если бы исполнял ее на театральной сцене.
– Опера как жизнь, солисты проживают на самом деле все эмоции: будь то грусть, то радость. На слушателей воздействует вся эта атмосфера, – подчеркнул дирижер Воронежского академического симфонического оркестра Игорь Вербицкий на встрече с журналистами.
Образы, созданные солистами, были яркими и запоминающимися. Например, солист Астраханского государственного театра оперы и балета Роман Завадский в роли Альбера был очень эмоционален и решителен. Его энергия была настолько сильна, что держала в напряжении весь зал.
Солист Московского театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также Большого театра России Леонид Бомштейн в роли ростовщика был хитер и дерзок, мимикой он четко выражал коварство своего персонажа.
Солист Воронежского государственного театра оперы и балета Алексей Тюхин в роли герцога был важен, надменен, но справедлив.
Но самое большое впечатление на зрителей произвел солист Большого театра России Владимир Байков. Образ Скупого рыцаря, который он создал, был настолько ярким, что, несмотря на отсутствие грима, зрители видели в нем безумного старика. А несмотря на отсутствие декораций, образы сундуков с золотом были отчетливо видны каждому. Он смог передать глубину персонажа, его алчность и страхи.
Большую роль в опере сыграла сама музыка С. Рахманинова в исполнении Воронежского академического симфонического оркестра под руководством И. Вербицкого.
– Не каждый оркестр сможет сыграть оперу «Скупой рыцарь», она достаточно сложная. Воронежский академический симфонический оркестр меня удивляет с 2013 года, когда началось наше сотрудничество. Уровень оркестра – очень высокий, и хочу отметить его открытость и подбор разнообразных программ, – подчеркнул артист Владимир Байков.
Концертное исполнение «Скупого рыцаря» дало возможность воронежским зрителям полностью насладиться музыкальностью произведения. В театрализованных постановках сценография очень часто отвлекает от музыки и текста, а в опере, которая прозвучала в Воронежской филармонии, все акценты были сделаны на великих творениях А. Пушкина и С. Рахманинова. Поэтому каждый смог в полной мере прочувствовать все ноты, яркие моменты и глубину образов.
Зинаида Бабаян для Леди.Врн.
Фото: Наталья Коньшина.