Спектакль «Пугачев» Мастерской Петра Фоменко покорил воронежскую публику

15 и 16 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств воронежская публика смогла увидеть один из самых ярких спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» – «Пугачев» (18+) по драматической поэме Сергея Есенина в постановке Федора Малышева. Великолепная акустика Воронежского театра оперы и балета стала идеальной площадкой для этого мощного музыкально-поэтического действа.

Спектакль поражает своим визуальным решением с первых минут. Единственная деревянная конструкция становится полноправным участником действия. Эта многофункциональная декорация постоянно движется по сцене, превращаясь то в трибуну для пламенных речей героев, то в место казней и расправ, то в непреодолимую преграду между людьми.

– Это и стена, которая воплощает что-то непримиримое, с чем невозможно бороться, это и время, это и гнет, это и клетка, это и кресты, это и деревенский забор – то, что нужно сломать, но невозможно по каким-то причинам, – объяснил режиссер Федор Малышев концепцию сценографии на встрече с журналистами.

Финальная сцена становится апогеем визуальной метафоры: стены смыкаются вокруг Пугачева, образуя клетку, сквозь которую в зрительный зал проникают лучи света – символ надежды, который пробивается даже сквозь самую безысходную тьму.

Особое впечатление производит звуковое оформление спектакля. Стук дождя буквально охватывает весь зал, создавая ощущение, что зрители сами оказались под дождевыми струями. Этот прием погружения становится темпоритмической основой всего действия. Актеры читают есенинский текст то певуче, то речитативом, создавая единый хоровой поток, который проникает в самое сердце.

Спектакль строится по законам музыкального театра, где «казачьи песни соседствуют со стихами Летова и Башлачева», а минимализм оформления контрастирует с «тревожным кроваво-алым цветом». Художник по свету Степан Синицын создает такое освещение, в котором каждая вспышка означает надежду на исцеление.

«Пугачев» – спектакль мрачный и тяжелый, но именно в этой тяжести заключена его сила. Режиссер не романтизирует народный бунт, а показывает его во всей противоречивости. Владимир Свирский создает сложный, многослойный образ Пугачева – человека, разрывающегося между мессианскими идеями и жестокой реальностью. Его Пугачев – не романтический бунтарь, а человек, услышавший зов времени, но не до конца понимающий, куда этот зов его ведет.

Воронежская публика приняла спектакль с восторгом. Зрители выходили из зала под сильным впечатлением от увиденного. Акустические особенности театра оперы и балета позволили в полной мере оценить музыкальность постановки и мастерство актерского ансамбля.

«Пугачев» в исполнении «Мастерской Петра Фоменко» – это не просто историческая реконструкция, это глубокое размышление о русской душе, о вечном стремлении к свободе и цене, которую за нее приходится платить. Спектакль заставляет задуматься о природе бунта и границах человеческого в стремлении изменить мир.

Отметим, что Платоновский фестиваль искусств в очередной раз подарил воронежцам встречу с большим театром, способным говорить о самых важных вопросах бытия языком высокой поэзии и современного сценического искусства.

Зинаида Гитман для Леди.Врн

Читайте также

Этот сайт использует файлы cookies. Нажимая кнопку "Принимаю" или продолжая просмотр сайта, Вы даете согласие на их использование. Принимаю Больше информации