13 и 14 января в рамках «Зимнего уикенда» в Воронеже прошли показы спектакля «Снежная королева» Красноярского ТЮЗа. Это была самая зрелищная постановка фестиваля, поражающая шикарными костюмами, волшебным световым оформлением и удивительной музыкой.
«Снежная королева» – один из знаковых спектаклей Красноярского ТЮЗа. Режиссер Роман Феодори поставил его 10 лет назад, но за это время постановка не потеряла своей актуальности и по-прежнему популярна. Сами актеры признаются, что им за столько лет их роли совсем не надоели, каждый раз они проживают жизнь героев на сцене словно впервые.
Особенность спектакля заключается в его нестандартности и зрелищности. После слов «Снег идет» по сцене проходит тростевая кукла, а Олень увозит Герду на настоящем мотоцикле, при этом едут они прямо через зрительный зал.
Многие элементы, делающие спектакль зрелищным, вовсе не дорогостоящие. Например, большие целлофановые пакеты с воздухом, которыми играют мальчишки на зимней площади. А огромное целлофановое полотно сначала создает впечатление снега под их ногами, а затем оно же превращается в бурлящие волны, в которые погружается Герда. Фигурки снов-привидений также созданы из простых материалов, но их танец поражает своей красотой.
– Через простые вещи, через осязание материала, пусть даже синтетического, ребенок понимает, как работает театр. Мы гордимся тем, что из ничего мы создали хрестоматийный спектакль, – отметила исполнительница роли Снежной королевы Елена Кайзер.
Нестандартность спектакля подчеркивают и образы главных героев. У Герды боевой мальчишеский характер. Кай, наоборот, более мягкий, чем в сказке. Снежная королева в человеческом обличии появляется в самом конце постановки, до этого зрители видят лишь намеки на ее образ.
Спектакль «Снежная королева» за годы своего существования не раз подвергался критике, связанной с христианскими мотивами в постановке. Но многие взрослые люди, воспитанные на сказках Ганса Христиана Андерсена в советское время, даже не догадываются о том, что писатель во все свои произведения вкладывал религиозный подтекст. Для него было очень важно, чтобы дети, читая сказки, учились доброте и любви к Богу. В книгах советского времени все строки, связанные с религией, были или заменены, или вовсе убраны из повествования.
Спектакль «Снежная королева» Красноярского ТЮЗа поставлен на основе оригинального текста Ганса Христиана Андерсена. Кай оказывается под властью Снежной королевы, потому что не смог вовремя прочитать молитву, победить Герде помогают ангелы, которые спускаются с небес, чтобы согреть ее, а сердце мальчика оттаяло не только от горячих слез его подруги, но и от пения ей строки из псалма: «Розы цветут, красота, красота. Скоро узрим мы младенца Христа». При этом поет не только Герда, но и зрители. Наверное, это самый трогательный момент в спектакле: к пению главной героини присоединяются десятки детских голосов, которые очень хотят помочь. Сначала они поют тихо и неуверенно, но затем все громче, и сердце Кая оттаивает от теплоты, любви и веры, которыми наполняется весь зрительный зал.
Музыка не только помогает растопить сердце главного героя. Она пронизывает весь спектакль, создавая необходимую атмосферу. Как рассказала Елена Кайзер, сначала композитор Евгения Терехина написала музыку, а уже под эту музыку подбирались художественные и сценические решения. Даже характеры персонажей, например разбойников и троллей, создавались под влиянием музыки.
Спектакль «Снежная королева» стал одним из первых спектаклей для детей, который номинировали на «взрослую» театральную премию «Золотая Маска». И это неудивительно, ведь постановка создана не только для детей. И малыши, и взрослые узнают в ней много нового для себя. Ребята поймут, что в мире существует не только доброта, но и холод, и зло, а взрослые вспомнят о том, что никогда не нужно сдаваться, всегда нужно быть сильными духом и верить в лучшее.
Зинаида Бабаян для Леди.Врн.
Фото: Андрей Парфенов.