6 апреля в Воронежском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Черная курица» (6+). Он создан на языке современных подростков, чтобы они заинтересовались театром и возвращались в него снова и снова.
Антоний Погорельский написал повесть «Черная курица, или Подземные жители» в 20-х годах XIX века в назидательном стиле, который очень сложен для восприятия современным детям. Поэтому постановщики приняли решение сделать спектакль таким, чтобы школьники смотрели его с легкостью и интересом, смеялись и переживали. Но при этом, чтобы каждый зритель задумался над тем, а как бы он поступил в подобной ситуации?
– Большая сложность состояла в том, чтобы сделать из прозаического произведения драматическое. Мы с автором инсценировки, художником и артистами проделали очень большую работу. Например, в спектакле исключили длинные диалоги, сделали короткую действенную структуру, где внимание зрителей постоянно переключается с одного элемента на другой. Мы, постановщики современного театра, обязаны говорить с современными детьми на одном языке. Это очень важная миссия. Наша задача состоит в том, чтобы ребята посмотрели спектакль и подумали: «Это же про меня. Как я это понимаю!», – рассказала режиссер-постановщик спектакля Алина Кушим.
Также, по словам режиссера, сложность состояла и в том, чтобы донести до подростков основную мысль произведения, исключив назидательный стиль. С этой целью в спектакле даже изменили характер Черной курицы. Изначально Чернушка представала в образе взрослого человека, словно мама главного героя, которой ему так не хватает. Но в процессе работы постановщики и актеры поняли, что это неправильно, так как спектакль становится очень нравоучительным. Поэтому Черная курица в спектакле – это друг. И когда Алеша предает ее, она о своих чувствах говорит не с назидательностью, в ее словах – боль и разочарование.
Большая роль в спектакле уделена образу главного героя – Алеше, который проходит сложный путь. Из доброго и бескорыстного мальчика он превращается в надменного и эгоистичного ребенка. Но при этом глубоко в душе он остается самим собой, именно поэтому со временем ему и удастся победить пороки.
Спектакль показывает мир глазами ребенка, в котором взрослые предстают огромными людьми с большим авторитетом. Именно поэтому учителя в постановке ходят на высокой платформе, а все предметы вокруг гиперболизированы. Например, указка учителя, дневник или классная доска.
Реальный мир для подростка становится серым и скучным, поэтому в противовес ему показан мир подземных жителей.
Художник-постановщик Анна Иткина отметила, что она создавала параллель между мирами на основе своих воспоминаний об учебе в подростковом возрасте, когда на улице солнце, а в классе – серость, подергивающийся свет от лампы, и хочется убежать подальше. Подземное царство, в которое убегает герой, более яркое. Оно освещается светом драгоценных камней, переливается разными цветами. И люди в нем добрее и приветливее, чем в реальном мире.
– В подростковом возрасте идет некая несостыковка с реальным миром. Это время, когда ты себя не чувствуешь на месте. И это мы пытались передать, показывая реальный и поземный миры, – подчеркнула Анна Иткина.
В спектакле «Черная курица» Воронежского ТЮЗа добавлены элементы, понятные подросткам. Например, здесь есть отсылки к триллерам и вселенной Гарри Поттера, звучит современная музыка. Герои учат не те уроки, которые учили ребята в XIX веке, а те, которые задают школьникам сейчас. Также добавлено много текста, которого нет в повести Погорельского, но при этом он органично вписывается в структуру постановки. Например, радостная речь учителя о финансировании школы или спор портретов великих писателей о том, нужно ли детям учить стихи.
Спектакль «Черная курица», несмотря на мрачность образов, очень жизнеутверждающий. На языке современных подростков он рассказывает о главных ценностях, которые нельзя предавать ни при каких обстоятельствах.
Зинаида Гитман для Леди.Врн. Фото автора