В Воронежском академическом театре драмы им. А. Кольцова состоялась премьера спектакля «Три сестры» по одноименной пьесе А.П. Чехова.
Режиссер Владимир Петров представил спектакль в неожиданной новаторской трактовке. Вместо привычного интерьера провинциального дома герои оказываются словно на вокзале – месте ожидания, встреч и прощаний. Эта атмосфера, подчеркнутая сценографией, музыкой и игрой актеров, делает спектакль необычным и современным.
Музыка, специально написанная для спектакля, звучит как неуловимая тоска. Она идеально подчеркивает настроение героев — их ожидание счастья, мечты о любви и о новой жизни.
Сценическое пространство спектакля заполнено креслами, которые обычно стоят на вокзалах. Конструкции создают ощущение безвременья и подчеркивают беспомощность героев перед жизненными обстоятельствами. На этом вокзале никто никогда не уедет в Москву, а поезда уже давно не ходят. Кресла, как ключевой элемент декораций, в спектакле используются и для создания барьеров между персонажами. Герои постоянно сдвигают их и переставляют, садятся так, что кажутся запертыми в своих мыслях или эмоциях.
В основе постановке лежит вопрос: «Почему образованные и тонкие натуры проигрывают грубым и невежественным?». Актеры мастерски передали это противостояние. Сестры живут мечтами о Москве, о любви, о труде, о счастье людей. Но их мечты разбиваются о реальность, воплощенную в таких персонажах, как Соленый и Наташа.
Перед зрителями невольно встают вопросы: почему образованные люди, люди с мечтами и идеалами не способны изменить мир, в котором живут? Почему грубость и расчетливость побеждают интеллигентность и ум? Ответ на эти вопросы кроется в сценографии, ведь вокзал – это место ожидания. Образованные герои Чехова боятся сделать шаг, боятся уехать, боятся действовать. Грубые люди тем временем идут вперед к своей цели, не задумываясь над тем, правильно они поступают или нет, их это даже не интересует.
В спектакле удивительным образом сочетаются временные рамки, они словно размыты, показывая актуальность затронутой темы. Действие происходит в XIX веке, но герои носят одежду, которая вполне уместна и в наши дни, делают моментальные фотографии, смотрят на электронные часы. При этом они слушают музыку, которая звучит из патефона, пьют чай из самовара, читают книги и говорят языком Чехова. Универсальным спектакль делает и минимализм декораций, ведь атмосфера вокзала присуща любому времени. Вокзал становится метафорой жизни, где все ждут «своего поезда», который никогда не придет.
Можно с уверенностью сказать, что режиссерская трактовка «Трех сестер» в данном спектакле является новаторской, но при этом сохраняющей уважение к первоисточнику. Владимир Петров не просто интерпретировал Чехова через современные образы и символы, он глубже раскрыл универсальность идей драматурга, делая их понятными для современного зрителя. Он подчеркнул актуальность пьесы, оставляя зрителя с теми же вопросами, которые задавал Чехов: что мешает человеку быть счастливым? Почему мечты остаются мечтами? Почему внутренний мир тонкой личности проигрывает перед грубостью и практичностью?
Финал спектакля, в котором три сестры сидят, обнявшись, в темном зале, оставляет ощущение пустоты, но вместе с тем надежды на то, что в будущем все изменится. Постановка не дает ответов на вопросы, но заставляет задуматься о смысле жизни и, возможно, поможет найти зрителю свой собственный путь.
Зинаида Гитман для Леди.Врн