12 сентября в Воронеже состоялась мировая премьера балета «Война и мир». Это уникальный спектакль, который создавался более 7 лет. В нем было задействовано более 200 артистов из московского театра «Кремлевский балет», симфонического оркестра, балета и хора Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, а также из Воронежского театра оперы и балета.
Впервые балет «Война и мир» был представлен на сцене Государственного академического музыкального театра в Крыму, затем спектакль показали в Севастополе, а 10 сентября – в Москве в Большом театре.
В Воронеже премьерный показ спектакля состоялся не случайно. Здесь родился композитор Вячеслав Овчинников, автор музыки к фильму «Война и Мир» режиссера С. Бондарчука. Как рассказала руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур на пресс-конференции в Доме журналистов, о проекте ей сообщила Наталья Викторовна Овчинникова, вдова композитора. После этого было принято решение привезти балет в Воронеж и провести здесь еще один премьерный показ.
– Мы все будем гордиться, что причастны к тому, что балет появился и пройдет на воронежской земле, это событие войдет в историю, – отметила Мария Мазур.
Балет поставил народный артист России, хореограф Андрей Петров. Он не раз принимал участие в создании спектаклей Воронежского театра оперы и балета, знал артистов, музыкантов оркестра, приезжал каждый год на Гала-концерты. Балет «Война и мир» стал его последней работой перед смертью. Он очень торопился, создавая спектакль, боялся не успеть сделать все, что было задумано.
– Для меня долг чести, долг памяти перед мастером провести спектакль на воронежской сцене, – подчеркнул художественный руководитель Воронежского государственного театра оперы и балета Александр Литягин.
Андрей Петров задумался о создании балета «Война и мир» еще в 80-х годах, но тогда не было артистов, которых бы он представил в образах главных героев. Последние 7 лет перед смертью он шел к своей цели более уверенно, так как увидел в балерине Екатерине Первушиной Наташу Ростову. Также он обратил внимание и на других артистов, которые могут воплотить образы героев романа.
– Андрей Петров видел во мне Наташу Ростову, но я – нет. Я только на спектакле узнала, что мне нравится эта партия, что мне нравится проживать эту историю. Я в огромном восторге от этого балета, каждый раз в него хочется привнести еще что-то более сильное, эмоциональное, как-то еще дополнить свою героиню, – рассказала Екатерина Первушина.
Образ Наташи Ростовой является одним из самых важных в балете «Война и мир». Весь спектакль зритель чувствует эмоции, которые передает Екатерина Первушина языком танца.
– Когда я готовила партию, я перечитала книгу, пересмотрела фильмы и различные материалы. То, что близко для меня, я позаимствовала для образа своей героини. В ходе работы я поняла, какая моя Наташа. В первом акте она более веселая и задорная, а во втором – более зрелая, более наполненная, сильная духом. Это драм-балет. Мне нравится то, что я показываю себя с другой стороны, с актерской, – отметила Екатерина.
Балет «Война и мир» больше похож на фильм, чем на классический спектакль. Каждая сцена здесь представляет собой фрагмент из романа. Даже людям, которые не читали «Войну и мир» Л. Толстого и не смотрели одноименный фильм С. Бондарчука, будет понятна сюжетная линия. Здесь они увидят и балы, и истории любви, и военные действия, и смерть, и победу.
В спектакле очень много метафор, которые каждый зритель может воспринимать по-своему. На особый план выведено колесо фортуны, которое олицетворяет победу или поражение в битве. Также перед зрителями возникает шахматная доска, которая словно подчеркивает, что война – это игра и удачное расположение фигур. Вместе с Наполеоном на сцене появляется образ смерти, которая управляет его желаниями и не щадит никого. Действие подчеркивается масштабными декорациями и видеофрагментами. Всего в балете меняется 46 положений декораций.
Одну из главных ролей в спектакле играет музыка. Она помогает зрителям полностью погрузиться в происходящее на сцене. Мелодии совершенно не похожи на те, которые привыкли слушать люди, приходя на балетные спектакли. И для музыкантов такой музыкальный материал тоже был поначалу сложным.
– Мы привыкли играть классическую академическую музыку XVIII-XIX веков. А здесь новый материал. Вячеслав Овчинников писал с большим размахом. Например, там 12 ударных, такое может позволить себе не каждый оркестр. Но несмотря на то, что состав оркестра Донбасской оперы уменьшился, на качестве музыки в спектакле это не отразилось, – рассказал музыкальный руководитель и дирижер постановки Юрий Парамоненко.
Партий ударных здесь действительно очень много. Они создают яркие акценты, которые пугают, восхищают или заставляют зрителей мечтать. Без этих акцентов спектакль не был бы таким целостным и ярким.
Продюсер балета Айдар Шайдуллин отметил, что уже давно в Министерстве культуры шли разговоры о том, чтобы театры объединялись для реализации крупных спектаклей. И балет «Война и мир» может стать отправной точкой в развитии таких проектов, ведь в постановке задействовано несколько театров. Благодаря таким коллаборациям каждый спектакль будет уникальным, заиграет новыми красками и привнесет в искусство что-то новое.
– Андрей Петров говорил: «Я бы хотел, чтобы этот спектакль прошел по всем лучшим театрам нашей страны», – поделился воспоминанием Александр Литягин.
И мечта хореографа будет исполнена даже за пределами России. Скоро балет «Война и мир» увидят зрители в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, а также в Минске на фестивале «Балетное лето в Большом». И это только начало пути настоящего шедевра, который непременно войдет в историю мирового балета.
Зинаида Бабаян для Леди.Врн.
Фото: Анастасия Ускова, Зинаида Бабаян.