«Кармен» – один из самых популярных оперных спектаклей, который ставят в театрах всего мира. Очень часто его создают по определенным шаблонам, среди которых красные цвета, яркие декорации, однотипные костюмы. Но в Воронежском театре оперы и балета представили нестандартное прочтение легендарной оперы Жоржа Бизе.
С первых минут спектакль очаровывает зрителя, перенося на площадь у табачной фабрики в Севилье. Несмотря на то, что действие оперы Бизе происходит в 18 веке, в спектакле, поставленном в Воронеже, временные рамки стираются. Здесь в одно целое сливаются и история, и современность, ведь настоящие чувства не зависят от времени. Любовь, ревность и ненависть переплетаются в истории на сцене.
Постановщики оперы «Кармен» (12+) отметили, что в основу спектакля легла именно музыка, которая отличается глубиной и многогранностью.
– Музыка настолько гениальная, в ней скрыто настолько много пластов, что мне было интересно вскрыть глубину этой партитуры и рассказать историю, приближенную к Бизе, – рассказала режиссер спектакля Эрия Ахо (Татьяна Миткалева).
Также спектакль «Кармен» переплетается и с одноименной новеллой Проспера Мериме. На ее основе Бизе и создал оперу, но сами произведения отличаются друг от друга. Режиссер объединила их в постановке, взяв из новеллы отдельные моменты. Например, спектакль представляет собой историю Хосе о его жизни, которую он повествует за несколько дней перед смертью. Поэтому спектакль начинается с воспоминаний. Хосе видит видеопроекцию образа Кармен и размышляет над тем, что произошло.
Хосе – центральный образ в спектакле. Действие происходит через призму его видения. Его жизнь приобретает новые краски после встречи с Кармен, он на все смотрит по-другому. И на протяжении спектакля зритель видит трансформацию характера Хосе. Робкий и ранимый парень постепенно превращается в жесткого и бескомпромиссного человека, способного убить возлюбленную.
Не менее интересен и образ Кармен. В спектакле Воронежского театра оперы и балета он отличается отсутствием стереотипов. Исполнительница роли Кармен Наталья Зимина познакомилась с разными трактовками образа, узнала мнение критиков, перечитала много литературы, чтобы найти для себя ту Кармен, которая будет ей близка.
– Я искала свое, потому что мне важно быть настоящей на сцене. Перечитав новеллу Мериме, я нашла новые черты своей Кармен. Где-то она неприятная, где-то она грубая, но при этом всегда естественная! Кармен привлекает внимание тем, что она не похожа ни на кого. Она входит – и кругом меняется все, – рассказала актриса.
С новеллой Проспера Мериме спектакль также объединяют диалоги персонажей, взятые из текста произведения. Они ведутся на французском языке между партиями артистов. Эти вставки – новшество для оперного спектакля. Они добавляют ему нотки драматического жанра, которые делают постановку более глубокой.
Таким образом, спектакль «Кармен» представляет собой слияние различных жанров искусства. И огромную роль в постановке играет хореография. Хореограф-постановщик Алексей Расторгуев большую работу провел с артистами хора, чтобы «растанцевать» их. Также он поставил несколько танцев и с балетной труппой театра. А исполнительницы роли Кармен настолько хорошо вжились в свои образы, что их движения практически не нуждались в корректировке, они были естественными.
С помощью языка танца в спектакле зритель глубже понимает эмоции героев, их переживания. Также с помощью хореографии раскрываются и скрытые пласты сюжета. Например, перед Хосе возникают образы, которые в танце показывают смерть женщины. Это видение как будто приоткрывает занавес, рассказывает о будущем развитии действия.
Спектакль «Кармен» (12+) также отличают масштабные красивые декорации, современные спецэффекты и видеопроекции. Их слияние с оперой, хореографией и драматическим жанром создает незабываемое впечатление от увиденного спектакля.
Зинаида Гитман для Леди.Врн.
Фото: Анастасия Ускова