Спектакль «Дон Кихот» в Воронежском театре драмы объединил в себе несколько эпох

Спектакль «Дон Кихот» в Воронежском театре драмы им. А. Кольцова объединил в себе несколько эпох. Несмотря на классический сюжет, постановка тесно переплетается с образами настоящего времени, указывая на актуальность затронутых в ней проблем.

Премьера спектакля «Дон Кихот» состоялась в июне 2023 года. Его поставил режиссер Глеб Черепанов, который известен своими постановками в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Челябинске и других городах. В Воронежском театре драмы им. А. Кольцова он уже ставил спектакль «Тиль» в 2019 году. Спектакль «Дон Кихот» Глеб Черепанов создал на основе одноименной пьесы М. Булгакова, о которой, в отличие от романа Серванеса, мало кто знает.

Перед началом спектакля зрителей ждет интермедия в фойе. В ней Пьеро и Арлекин разыгрывают веселые сюжеты, как бы показывая зрителям, что их ждет не простое представление, а многогранная постановка, включающая в себя и драму, и комедию абсурда.

Сам спектакль начинается с фильма о том, как Дон Кихот путешествует по Воронежу. Такой ход настраивает зрителя на то, что постановка не ограничивается XVI- XVII веками, когда жили герои Сервантеса. Она актуальна и сегодня. Это подчеркивают и монологи главного героя, и музыкальное сопровождение, и вплетение в ход сюжета персонажей из современных реалий. Например, в одном из образов Дульсинеи предстает Бритни Спирс, в момент монолога Дон Кихота о смысле жизни звучит мелодия из песни Металлики «Nothing else matters», а в образе рыцаря Белой Луны зрители узнают Дарта Вейдера из фильма «Звездные войны».

В спектакле есть множество отсылок к другим сюжетам и эпохам. Например, в сцене на постоялом дворе присутствует отсылка к другому произведению М. Булгакова, «Мастер и Маргарита». Здесь словно предстает Воланд со своей свитой. Такой акцент в спектакле сделан неслучайно, ведь в годы работы над пьесой «Дон Кихот» Булгаков также работал над романом «Мастер и Маргарита».

спектакль дон кихот

Стоит отметить, что в спектакле «Дон Кихот» Воронежского театра драмы образы из средневековья и современности соседствуют друг с другом неслучайно, ведь их создавали люди разного времени. Сервантес написал роман в XVII веке с целью посмеяться над рыцарскими романами и людьми, которые ими увлекаются. В конце 30-х годов 20 века М. Булгаков создал свою интерпретацию произведения для театра им. Вахтангова. Его Дон Кихот уже другой, он не комический персонаж. Несмотря на сумасшествие героя, в его монологах больше истины, чем в рассуждениях обычных людей.

По словам режиссера Глеба Черепанова, Дон Кихот в спектакле ближе к герою Булгакова, чем к персонажу Сервантеса. Он одновременно и сумасшедший, и ребенок. Но в то же время Дон Кихот – талантливый человек, который преобразует реальность вокруг себя.

Главную роль в спектакле исполнил Вячеслав Гардер. Он смог придать образу еще больше трагичности, показал многогранность персонажа, его ум, храбрость и доброту. А монологи, обращенные в сторону зрителей, в его исполнении заставляют задуматься над тем, что же на самом деле в нашей жизни реальность, а что вымысел, кто на самом деле сумасшедший – Дон Кихот, у которого есть мечта, или люди, которые погрязли в пороках?

Дон Кихот и Дульсинея

Большое внимание в спектакле уделили образу Санчо Пансы, которого сыграл Роман Слатвинский. Он здесь не просто верный оруженосец, он – лучший друг, соратник, идейный вдохновитель и справедливый управленец. Его образ, как и образ Дон Кихота, по ходу спектакля превращается из комического в трагический.

Режиссер Глеб Черепанов немного изменил пьесу Булгакова. И дело не только в адаптации под современного зрителя. Например, финал спектакля отличается от последних строк романа и пьесы. В нем Дон Кихот после смерти воссоединяется со своей мечтой. Этого нет ни у Сервантеса, ни у Булгакова, где Дон Кихот отрекается от рыцарских фантазий и умирает. В спектакле герой после смерти встречается с Альдонсой, которую во время безумия он называл Дульсинеей, и уходит с ней вдаль. В финале на сцене остается один Санчо Панса. Он смотрит на портрет Дон Кихота, а затем садится на его коня, берет с собой осла и отправляется в путь. Такая концовка показывает, что история не заканчивается, Дон Кихот научил своего друга следовать за мечтой.

Зинаида Бабаян для Леди.Врн.

Фото: архив Воронежского театра драмы им. А. Кольцова.

Читайте также

Этот сайт использует файлы cookies. Нажимая кнопку "Принимаю" или продолжая просмотр сайта, Вы даете согласие на их использование. Принимаю Больше информации