28 и 29 октября в Воронежском театре оперы и балета состоялись премьерные показы спектакля «Хрустальный дворец». Зрители увидели историю о красоте и хрупкости человеческой жизни.
В основе сюжета спектакля «Хрустальный дворец» лежит история о том, как императрица Анна Иоанновна решила поженить своих придворных шута и шутиху и приказала построить для них дворец изо льда. Этот эпизод подробно описан в романе И. Лажечникова «Ледяной дом», но спектакль не является отражением произведения. Постановка создавалась постепенно. Изначально не было ни либретто, ни музыки. Композитор Алексей Шор написал много отдельных фрагментов. В процессе работы над балетом режиссер просила его немного менять музыкальное сопровождение, привязывая композиции к действию. Так, этап за этапом, и рождался этот необычный и красивый спектакль.
Режиссер спектакля Екатерина Миронова на встрече с журналистами отметила, что она хотела глубже раскрыть образ Анны Иоанновны, так как люди мало знают об этой императрице. Например, период, в который она правила, считается для России плохим, его называют Бироновщиной по имени фаворита Бирона, фактически он и правил страной. Но Анна Иоанновна внесла большой вклад в развитие науки и культуры страны. Она стала основательницей балетной академии им. А.Я. Вагановой, организовала экспедиции на Камчатку и в Японию. Все эти моменты отражены в спектакле «Хрустальный дворец».
Спектакль сочетает в себе и балет, и оперу, и драматургию. Основу составляет балет, но важные моменты артисты подчеркивают словами. Например, зачитывают приказы. Здесь выступает и оперная дива. Она поет оду императрице, взмывая над сценой на декорации в виде огромного солнца. Также она поет и в сценах, посвященных хрустальному дворцу и холоду.
В спектакле очень четко показаны линии жизни и смерти. Действие начинается ранней осенью. Еще цветут сады, порхают бабочки, вокруг яркие листья и множество красных яблок.
Второй акт олицетворяет зиму и смерть. Здесь преобладают холодные оттенки и минимализм.
– Этот спектакль о мимолетности человеческой жизни. Мы все на что-то надеемся, думаем, что у нас все впереди, а смерть наступает мгновенно. И к ней никто никогда не готов. Она происходит неожиданно. Мы постарались показать эту мимолетность в спектакле, – рассказала режиссер Екатерина Миронова.
Жених и невеста молоды и красивы, они счастливы быть вдвоем. Но постепенно они понимают, что оказались в ловушке, как птицы в клетке. Один из самых трагичных моментов в спектакле наступает, когда в ледяном дворце они хотят выпустить голубя, но он падает и разлетается на множество осколков. И молодожены сами оказываются в стеклянном шаре, замирая навсегда…
Большую роль в спектакле уделили различным эффектам, многие из которых в Воронежском театре оперы и балета задействовали впервые. Здесь используются современные видеопроекции, которые создают у зрителя ощущение присутствия во дворце. Также в спектакле задействованы животные. В сцене охоты появляются собаки, а императрица выезжает на настоящем коне. Кстати, животные очень быстро стали настоящими артистами, они не боятся ни сцены, ни людей, поэтому очень органично смотрятся в спектакле, вызывая восхищение у зрителей.
Огромное значение в спектакле уделено стилизации. Артисты выходят на сцену в шикарных костюмах в стиле VIII века. Сейчас это редкость для современного театра, так как многие постановки основаны на минимализме.
– Мы все устали от спектаклей на черном фоне с пластикой в стиле модерн. Я не против этой пластики. Но у нас существует своя большая культурная жизнь и культурные традиции. Мы можем, мы умеем показать, как дамы носили кринолины и бриллианты. Это все есть в нашей истории! – подчеркнула Екатерина Миронова.
Отметим, что «Хрустальный дворец» впервые показали в Большом зале Государственного Кремлевского дворца. Затем премьера прошла в Марийском театре оперы и балета. Воронеж – третий город России, в котором поставили этот спектакль. Зрители остались в восторге от увиденного. Они долго аплодировали и не хотели отпускать со сцены артистов.
Зинаида Бабаян для Леди.Врн.
Фото: Анна Козлова.