С 18 по 21 апреля на сцене Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова прошли гастроли Орловского государственного академического театра драмы им. И.С. Тургенева. Зрители увидели 5 спектаклей: «Школа жен», «Аристократы поневоле», «Время Эльзы», «Царевна-Лягушка» и «Заря».
Спектакли, которые Орловский драмтеатр представил в Воронеже, поставлены по произведениям разных жанров: комедия 17 века, сказка, современная драматургия, повесть о военном времени. Кроме того, каждый из этих спектаклей создавали разные режиссеры, в том числе и приглашенные. Таким образом, гастрольная программа показала воронежцам многообразие постановок Орловского театра драмы, в которых каждый зритель найдет то, что ему по душе.
Первый спектакль, который представил Орловский драмтеатр в Воронеже, – «Школа жен» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Начать программу решили с этой постановки, так как, во-первых, она премьерная, а во-вторых, несмотря на слог 17 века, актуальна и по сей день.
– Каждый раз, когда я смотрю свой спектакль, я поражаюсь, насколько грамотно и талантливо написана пьеса. Она очень актуальна. Иногда я даже удивляюсь, насколько отзывчиво реагируют зрители на то или иное событие, которое даже не предполагало такой реакции, – рассказал режиссер Владимир Хрущев на пресс-конференции, посвященной гастрольному туру театра.
И действительно, зрители с теплом восприняли спектакль, ведь темы, затронутые в нем, актуальны и по сей день. Режиссер смог обратиться к каждому присутствующему, не определяя четкой грани между «черным» и «белым». Так он оставил право каждому подумать над тем, принимает он чью-то сторону или нет:
– Я точно понимал, что нужно, чтобы зритель находился на качелях между главным героем Арнольфом и девушкой Агнессой. Чтобы люди одновременно были и на его стороне, и на ее. И не могли до конца определиться, кто же прав. Поэтому я сделал героя обаятельным. Мне не хотелось разрывать этой нити до самого конца.
Актуальность постановки состоит в и в том, что в ней затрагивается тема абьюза в отношениях мужчины и женщины, на которую еще несколько десятилетий назад общество закрывало глаза. И только в последние годы она стала вскрываться в СМИ, активно обсуждаться на телевидении. А между тем Мольер писал об этом еще в 17 веке, поэтому пьеса, несмотря на старинный слог, говорит на современном языке.
Стоит отметить, что все спектакли, которые Орловский драмтеатр представил на воронежской сцене, были хорошо приняты зрителями, ведь в них были затронуты темы, понятные каждому. Кроме того, акцент в них был сделан не на новых формах, декорациях и музыкальном сопровождении, а на хорошей актерской работе. Именно поэтому зрители глубже понимали суть постановок, не отвлекаясь на спецэффекты.
– Мне кажется, зритель приходит в театр за интонацией. За нужной, точной, современной интонацией. Дело не в том, во что одеты актеры, звучит ли современная музыка или классическая. Дело в том, как мы поймали сегодняшнюю интонацию. Этого можно достичь только экспериментируя. И задача эксперимента – найти тот язык, на котором сегодняшний зритель поймет то, о чем говорил автор, – поделился Владимир Хрущев.
Отметим, что Орловский театр драмы давно связывают теплые творческие отношения с Воронежем. Несколько актеров являются выпускниками ВГИИ. Многие артисты ранее выступали на воронежских сценах. Однако уже несколько лет театр не выезжал в Воронеж. Программа «Большие гастроли», организованная при поддержке Министерства культуры РФ Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «РОСКОНЦЕРТ», помогла зрителям познакомится с театральной жизнью соседнего города.
– Для нас честь и большая ответственность выступать в Воронеже на прославленной сцене, где работал сам Петр Монастырский, – подчеркнули актеры Орловского театра драмы им. И. С. Тургенева.
Программа «Большие гастроли» также прошла и на сцене Орловского драмтеатра. Артисты Воронежского театра драмы представили там 5 спектаклей: «Король Лир», «История одного преступления», «Счастливый номер», «Итальянский брак» и «Звездный мальчик», которые очень тепло приняли зрители.
Зинаида Гитман для Леди.Врн. Фото автора.