7 и 8 апреля в Воронеже прошли гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, которые организовала дирекция Платоновского фестиваля искусств. Артисты представили балет «Анна Каренина». Он является одним из самых ярких спектаклей в репертуаре театра с 2005 года.
Балет «Анна Каренина» создан по мотивам одноименного романа Льва Толстого. Здесь выделена только одна сюжетная линия «Анна – Каренин – Вронский». Борис Эйфман убрал все остальные линии, чтобы подчеркнуть, как губительная страсть может изменить жизнь женщины, заставить ее отказаться от всего, что ей дорого, даже от собственного ребенка.
Спектакль «Анна Каренина» Б. Эйфмана нельзя назвать традиционным балетом. Классическая хореография переплетается здесь с современной так, что их невозможно отделить друг от друга. При этом современная хореография по ходу действия словно поглощает классическую. Так же, как и Анну полностью поглощает ее страсть к Вронскому.
Спектакль начинается с классической семейной сцены, в которой ребенок играет с игрушечным поездом, а его родители, Анна и Алексей Каренины, с любовью смотрят на него и друг на друга. Следующая сцена – бал, на котором главная героиня встречает Вронского. С этого момента начинается надлом, как в жизни Анны, так и в хореографическом языке спектакля. Героиню начинают тяготить ее отношения с мужем, любое его прикосновение становится для нее болезненным. В балете это подчеркивают заламывания рук и поддержки, которые словно причиняют боль героине.
Каренин ее глазах становится тираном, а идеалом становится Вронский. С ним Анна счастлива, что подчеркивает и хореография – сложные поддержки и вращения она выполняет с легкостью, так же легко она парит и в мире своих чувств.
В конце первого действия Анна возвращается в семью, и снова перед нами предстает картина, похожая на ту, с которой и начинался спектакль – мама, папа и сын. Но внезапно героиня отходит к игрушечному поезду и становится в центре маленькой железной дороги. Так становится понятно, что трагедия Анны Карениной неизбежна.
Во втором действии Анна уходит к Вронскому. В этот момент полностью меняется и хореографическая нить спектакля. Бал становится уже совсем не таким, каким он был показан в самом начале. Общество не принимает Анну, а танец от классического резко переходит к современному, грубому и абстрактному. Героиня постепенно начинает терять свой облик, она погружается в мир грез. Хореографические движения здесь уже далеки от классического балета, балерина сгибается в странных позах, заламывает руки, словно кричит всем телом. На сцене в этот момент появляется синий туман, в котором Анна исчезает, а затем, словно призрак, появляется вместе с другими, такими же, как и она, страдающими призраками.
Поезд в спектакле также показан с помощью языка танца. На сцене появляются артисты кордебалета, танцующие под ритмы стука колес. В эту толпу и бросается главная героиня.
Балет «Анна Каренина» является нестандартным, так как он объединяет и хореографию, и драматическую игру артистов. Балерина Елизавета Хохлова, исполняющая роль Анны, отметила, что Борис Эйфман большую роль отводит именно актерской работе, чего нет в классических балетных театрах: «Когда мы с Борисом Яковлевичем репетируем, он очень часто извлекает из нас сильные эмоции, «через край», мы должны показывать их как можно ярче… В нашем театре главное – психология героев, перевоплотиться в них на время спектакля и показать их переживания и внутренний мир».
Спектакль «Анна Каренина» Бориса Эйфмана в Воронеже посетили более 3000 человек. Зрители остались в восторге, аплодисменты в зале долго не смолкали, многие говорили о том, что никогда в жизни не видели такой постановки.
Напомним, что воронежцев ждет еще немало интересных спектаклей и концертов в рамках Платоновского фестиваля искусств. Он будет длиться несколько месяцев. Для зрителей подготовили очень интересную программу. Узнать о ней можно в этой статье.
Зинаида Бабаян для Леди.Врн.
Фото: Андрей Парфенов.