Наталья Шевченко: «Спектакль «Правила поведения в современном обществе» – это вызов и проверка для зрителя»

В Центре культуры и искусства «Прогресс» в Воронеже состоялась премьера моноспектакля «Правила поведения в современном обществе» (16+). В нем зрители погружаются в мир законов, по которым строится жизнь людей – от рождения до самой смерти.

О правилах поведения, манерах и традициях зрителям рассказывает пожилая француженка, роль которой исполнила актриса Воронежского Камерного театра, заслуженная артистка России Наталья Шевченко. На протяжении всего спектакля она удерживает внимание зрителей, повествуя о важных этапах в жизни, которые обычно все считают обыденными, но именно из них складывается судьба каждого конкретного человека. Это и рождение, и крестины, и сватовство, и свадьба, и годовщины свадьбы, и похороны… Эти этапы сопровождает множество правил, о каждом из которых во всех подробностях говорит героиня.

После премьеры корреспондент Леди.Врн пообщалась с Натальей Шевченко. Актриса рассказала немало интересных фактов о спектакле, его смысле и о том, почему воронежцам стоит его посмотреть.

– Почему вы выбрали пьесу Жана-Люка Лагарса «Правила поведения в современном обществе»?

– Когда ты в первый раз слышишь это название, тебе представляется что-то конкретное, соотносящееся с твоей жизнью. А потом пьеса абсолютно ломает твои стереотипы и твои представления о том, какие правила сейчас в современном обществе должны быть на самом деле. Пьеса очень структурная, фактурная, написанная автором с огромным чувством юмора. И мне сложно сказать, почему она была выбрана. Сложно, потому что я считаю, что такие вещи должны приходить. Эта пьеса «пришла» ко мне, я ее не искала и с автором я, честно говоря, до этого не была знакома. Один близкий мне человек, мнением которого я очень дорожу, предложил мне эту пьесу и спросил: «Наташа, не хотите ли вы попробовать?». Я мгновенно схватила телефон и стала запоем ее читать. И конечно, она сразу же мне понравилась.

 – Чем она вас привлекла?

Она какая-то и сложная, и простая одновременно. В этой пьесе очень многое скрыто: за этим текстом, за этими бесконечными правилами, регламентами скрыт огромный пласт человеческой жизни, скрыты какие-то потрясающие парадоксы жизни, этого мира, человеческих взаимоотношений, и я думаю, что зритель, который сидит в зале и все это слышит, каждый новый абзац, каждую новую тему, каждое следующее правило сопоставляет со своей жизнью, думает о себе. Эта пьеса актуальна тем, что она про каждого.

спектакль «Правила поведения в современном обществе»

– Как вы думаете, почему каждый зритель, сидящий в зале, слушая о правилах и манерах, принятых во Франции, начинает задумываться о своей жизни?

– С одной стороны, можно говорить о том, что за бесконечными правилами, барьерами, препонами стоит человеческая судьба, и у каждого она разная. И все эти правила сдерживают что-то, они как будто навязаны, они как будто призваны закупорить эту жизнь, не дать ей прорваться, не дать человеку в полной мере ощутить бесконечную волну радости или горести. Все время над тобой висят эти правила, они как будто тебя зажимают в какие-то рамки. Но если посмотреть с другой стороны на всю эту ситуацию, то можно сказать, что эти правила еще и позволяют как-то удержаться, не сойти с ума, не позволить себе распластаться в этой жизни, когда ты не можешь справиться с болью, когда ты не знаешь, как охватить какой-то человеческой или твоей личной логикой то, что происходит вокруг. Когда мир рушится и когда страшно открыть ленту новостей, ты понимаешь, что сейчас тебе нужно сделать то-то и то-то, есть такие правила, и ты из этой страшной реальности начинаешь выныривать, как за соломинку, хватаясь за эти правила, на них опираясь, и постепенно, благодаря маленьким земным, бытовым вещам выкарабкиваешься, и потом в связи с этими правилами, проходя их шаг за шагом, начинаешь чувствовать эту жизнь, которая тебя окружает, с ее радостями и горестями.

–  В чем вы видите главную тему пьесы и спектакля?

– Вообще эта пьеса меня поразила тем, что она была написана уже смертельно больным человеком, который знал и предчувствовал, что на этой земле ему осталось немного. Есть очень интересная манера поведения персонажа, ее особый язык, ее особое отношение к жизни, ее юмор, юмор автора. И в то же время в тексте есть постоянное соприкосновение со смертью. Жизнь и смерть – ведь это то, что всегда рядом. И когда зрители смотрят этот спектакль, они в какой-то момент теряются от того, что не знают, как реагировать: вроде бы смешно, но, с другой стороны, очень трагично.

–  Играли ли вы раньше в моноспектаклях?

–  Моноспектакль в моей творческой судьбе случился впервые, и я очень рада этому случаю. Да, это вызов для актрисы, это вызов и проверка для зрителя, потому что работаю полтора часа не только я, зритель работает вместе со мной. Но в этом есть смысл. Он в том, чтобы задать себе какие-то вопросы. И я понимаю, что зритель, сидя в зале, эти вопросы себе задает. Это очень ценно.

– Насколько она вам близка роль, которую вы играете в спектакле «Правила поведения в современном обществе»?

– Актерская профессия вообще основывается на том, что актер присваивает себе обстоятельства, присваивает себе судьбу персонажа. И когда я играю эту роль, это не какая-то отдельная от меня сумасшедшая дамочка, это я. У меня нет разграничения, никакого барьера, перехода. Она абсолютно мною присвоена и любима.

актриса Наталья Шевченко

Актриса Наталья Шевченко блестяще исполняет свою роль. И у зрителя не остается никаких сомнений в том, что все правила, о которых она рассказывает, нужно выполнять бесприкословно, даже если порой они звучат смешно. Спектакль «Правила поведения в современном обществе» заставляет каждого задуматься над тем, были ли в его жизни такие правила, хотел бы он им следовать, как он видит свое будущее, что он оставит после себя в этом мире…

Беседовала Зинаида Бабаян.

Фото: Андрей Парфенов.

Читайте также

Этот сайт использует файлы cookies. Нажимая кнопку "Принимаю" или продолжая просмотр сайта, Вы даете согласие на их использование. Принимаю Больше информации